Что же такое хороший врач

Рубрики: Новости  Нет комментариев

Что же такое хороший врач

Найти врача, которому можно доверить свое здоровье и здоровье своих родных и детей – очень сложно. И первый совет, который я могла бы дать, именно как врач – постарайтесь узнать, есть ли у доктора стажировки за рубежом! Это главный фактор, который меняет и отношение к пациенту, и методики работы.

Да, есть хорошие специалисты, которые учились и практиковали только в России, но они чаще всего много читают иностранной литературы, а вот отношение к пациентам и их родителям у них заметно хромает. Дело в том, что в России традиционна «патерналисткая» модель медицины. То есть врач говорит, а пациент только делает, не обсуждая назначений. Врачу при этом не интересно, удобны ли эти назначения для пациента, может ли он их выполнить, и что пациент на эту тему думает. Конечно, есть когорта пациентов, кому нужны такие отношения, такой модели не избежать там, где пациент без сознания, и нужна экстренная помощь.

Врач не должен осуждать пациента, так как именно оценочные высказывания и осуждение – основная причина невыполнения назначений. Еще одна причина – это непонимание назначений врача. Учиться этому, работая в нашей системе здравоохранения – очень сложно. Ведь куда привычнее высказывание педиатра: «Если вы не делаете прививку ребенку – вы безответственные родители!!!», чем предложение: «Я Вам дам информацию о вакцинации, спокойно почитайте дома, оцените риски, и примите решение, но помните, что ребенок – Ваш, и соответственно – Вы примете на себя ответственность за риск от отсутствия прививки!». И в том, и в другом случае – говорится в принципе, одно и то же, ожидается один и тот же результат – прививка ребенку, но эффект от первой фразы – раздражение, а от второй – желание почитать и подумать. К сожалению, нас, врачей, никто не учит эффективной коммуникации (то есть двустороннему активному контакту) с пациентом, и до всего приходится доходить самостоятельно, хотя некоторые счастливчики, кто участвовал в международных проектах и учился за рубежом, смогли пройти такие курсы, на которых специально учат навыкам эффективной коммуникации.

Профессионал не считает пациента просто исполнителем, а старается объяснить, почему и зачем он делает то или иное назначение. И главное – он никогда не назначит обследований больше, чем нужно. Если он назначает лекарство, то обязательно предупредит о возможных побочных действиях и особенностях.

Квалифицированный врач отвечает на все заданные вопросы. Начнем с того, что это закон – в нем написано, что пациент имеет право на получение информации о болезни и лечении в доступной для него форме. Да, многие вопросы могут показаться глупыми, и пациенты боятся об этом спрашивать, для человека с медицинским образованием, о котором можно подробнее прочитать на сайте mirk.msk.ru, эти вопросы могут выглядеть наивными, но нормальный врач всегда помнит – пациент не является специалистом! Поэтому раздражение и краткие ответы – признак непрофессионализма. Вполне нормально, если вместо пространных устных рассуждений врач даст вам распечатку информации, или отправит в интернет на врачебный ресурс, где размещена такая информация, которой можно доверять (таких русскоязычных сайтов автору известно два, они легко находятся по поисковому запросу «доказательная медицина для пациентов»).

Завершить статью мне хочется пожеланием – для всех участников процесса – и врачей, и для пациентов, хотя это пожелание и банально – быть взаимно вежливыми, и уступать друг другу в мелочах. Потому что невозможно вылечить больного, или не допустить заболевания у здорового, если между врачом и пациентом существует конфликт.

Автор: Екатерина Петрова

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Самые свежие новости медицины в нашей группе на Одноклассниках

Читайте также

Оставить комментарий